Помогая – просвещаем. Закону Российской Федерации «О защите прав потребителей» исполняется 25 летот 07.02.2017
Помогая – просвещаем. Закону Российской Федерации «О защите прав потребителей» исполняется 25 лет
25 лет назад, опыт абсолютно «свободного рынка» в России привел отечественных ученых - юристов, экономистов, а также и политиков к выводу о регулируемом рынке и вмешательстве государства в экономические процессы. В силу этого, регулирующее воздействие государства на данном этапе на потребительскую политику, на защиту прав потребителей от недобросовестных предпринимателей было не только оправдано, но и необходимо.
С принятием Верховным Советом Российской Федерации 7 февраля 1992 года Закона «О защите прав потребителей» (далее – Закон), у граждан появилась возможность реализовать свои права, закрепленные в Резолюции Генеральной Ассамблеи ООН № 39/248 от 9 апреля 1985 года.
Данный закон регулирует отношения, возникающие между потребителями и изготовителями, исполнителями, продавцами при продаже товаров (выполнении работ, оказании услуг), устанавливает права потребителей на приобретение товаров (работ, услуг) надлежащего качества и безопасных для жизни и здоровья потребителей, получение информации о товарах (работах, услугах) и об их изготовителях, просвещение, государственную и общественную защиту их интересов, а также определяет механизм реализации этих прав.
Особенностью закона является взаимосвязь его норм и норм отраслевых (специальных) федеральных законов, регламентирующих права граждан - потребителей различных услуг.
Значение Закона не только в усилении социальных гарантий гражданина: Закон объективно повышает ответственность производителей за качество своей работы, что способствует повышению качества продукции и услуг, социально-экономическому развитию страны.
Надзорным органом, осуществляющим федеральный государственный надзор в области защиты прав потребителей, в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 02.05.2012 г. № 412 является Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека (Роспотребнадзор). На территории регионов - его территориальное управление. В Зауралье - Управление Роспотребнадзора по Курганской области.
В 2016 году в Управление Роспотребнадзора по Курганской области поступило 1858обращений потребителей на нарушение их прав, из них на нарушения в сфере розничной торговли – 38,5 %, на оказание услуг в сфере ЖКХ – 26,5 %, в сфере деятельности на финансовом рынке – 9,5 %.
Всего в 2016 году Управлением Роспотребнадзора по Курганской области в сфере защиты прав потребителей проведено 864мероприятия по контролю, в том числе 154 – плановых, 710 – внеплановых. По результатам проверок в 470 хозяйствующих субъектах (54,4%) были выявлены нарушения требований действующего законодательства. Специалистами Управления Роспотребнадзора по Курганской области составлено 822 протокола об административных правонарушениях.
Важнейшим моментом защиты прав потребителей, является судебная защита.
В суды общей юрисдикции и мировым судьям в 2016 году в защиту прав потребителей подано 220 исков, из них 107 - в защиту неопределенного круга потребителей, 113 - в защиту конкретного потребителя и группы потребителей.
Рассмотрено 200 исков, удовлетворено 183 исковых заявления (91,5%), из них 76 - в защиту неопределенного круга потребителей, 107 - в защиту конкретного потребителя и группы потребителей.
В пользу потребителей присуждено 4 млн. 729 000 рублей (2015 год – 2883,9 тыс. рублей), из них компенсация морального вреда составила 155,3 тыс. рублей.
Кроме того, оказание помощи гражданам в защите своих прав осуществляется Консультационным центром ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Курганской области». Количество обратившихся граждан за оказанием бесплатной юридической помощи ежегодно увеличивается в среднем на 10%. Управлением Роспотребнадзора по Курганской области и Консультационным центром в 2016 году такая помощь была оказана 6522 гражданам Курганской области.
Управлением Роспотребнадзора по Курганской области постоянно проводятся мероприятия, направленные на повышение правовой грамотности зауральцев. Ведется активная работа информационного характера, которая включает в себя выездные консультации в отдаленные районные центры области, акции, факультативные уроки. Хорошо зарекомендовали себя занятия в Университете третьего возраста и в Школе потребителя при Центральной курганской библиотеке им. В.В. Маяковского, участие в заседаниях городского Совета ветеранов (г. Курган).
Управлением Роспотребнадзора по Курганской области подготовлен план мероприятий по защите прав потребителей к 25-летию Закона.
Одно из мероприятий состоится 9 февраля 2017 года в Курганской областной научной библиотеке им. Югова, где пройдет встреча-консультация для граждан, желающих быть грамотными потребителями.
Начальник территориального отдела
Управления Роспотребнадзора по
Курганской области в Петуховском, Частоозерском,
Макушинском районах
Е.И.Дроздецкая
Юрченко Г.Ю.
8(35235)2-21-80
|